Мордовские парадоксы и риторические вопросы Финно-угорский вымышленный мир… Избыток конкурсов и пышных фестивалей, Здесь на гармонике мордовский шут Тултаев Не раз играл, закатывая пир. Вирява Журналист, кому служишь?
- под таким названием вышла статья Нуянь Видяза в свежем номере газеты
«ЭМ» от 30.09.2010 г. Читая рассуждения редактора газеты «Эрзянь
Мастор», стало немного грустно. И вот почему. Занимаясь изучением
истории финно-угорской языковой семьи, обнаружилось несостоятельность
теории финно-угорской общности. Об этом было написано несколько
аналитических статей, в которых убедительно раскрыта фиктивность
упомянутого объединения. МОРДОВСКАЯ И ФИННО-УГОРСКАЯ ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ
К сожалению, редактор эрзянской газеты, видимо, не читал материалов,
разоблачающих финно-угорскую науку, поэтому и таил надежды на получение
положительного результата от финно-угорского фестиваля прессы,
состоявшегося 23 сентября этого года в столице Мордовии, городе
Саранске. Вероятно, до начала фестиваля Нуянь Видяз не задумался - не
успел, а каков же будет прок от данного мероприятия? Хотя главный
редактор единственного на всю страну эрзянского вестника прекрасно
осознавал, кто управляет собравшимися на фестиваль журналистами.
«Финно-угорскую прессу, управляемую Москвой, и фактически являющейся
московской, положение и будущее финно-угорских языков, являющиеся
фундаментом журналистики и художественного творчества, не интересует», -
с горечью говорит в своей статье Нуянь Видяз. Внимательный
читатель газеты «ЭМ» однако заметил, что Нуянь Видяз, тем не менее,
считает себя финно-угорским журналистом, а Мордовию - финно-угорской
республикой. Таким образом, читая единственную национальную газету,
многие эрзяне, проникаясь двусмысленной финно-угорской общностью и теряя
при этом свою национальную идентичность, становились незаметно для себя
мистическими финно-уграми. Вдумчивый читатель сразу задастся
вопросом: как такое возможно? А это, читатель, неизбежный результат
«мордовского парадокса». Почему мордовского? – спросите. «Это,
действительно, парадоксально, но именно так и есть», - скажу я вам и
предъявлю в качестве доказательства полное название газеты: «Независимая общественно-политическая газета Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка».
Как говорится, комментарии излишни. Вероятно, мордовское влияние и
является той весомой причиной, заставляющей редактора так бояться
русификации эрзян. «Иначе говоря, они, СМИ, выполняют заказ государства –
русифицировать, применяя самые разнообразные средства и методы,
финно-угорские и другие нерусские коренные народы», - пишет Нуянь Видяз.
Можно было бы согласиться с автором цитаты, если речь шла,
например, о хантах или мари, но вот как быть в отношении народа эрзя, в
генах и антропологии которого не обнаружено монгольской примеси,
следовательно, туманное финно-угорское единство (в котором якобы были и
эрзяне) становится очевидным обманом историков и политиков.
Получается, что опасаясь русификации эрзян, общественные эрзянские
деятели Мордовии активно проводят процесс финно-угАризации эрзян.
Парадоксально, но этим процессом они занимаются параллельно с критикой
работ мордовских историков и с осуждением тех же самых финно-угорских
мероприятий. Не открою вам Атлантиды, указав на такой
общеизвестный факт: «рулевым» финно-угорского движения в России является
правительство Мордовии, таким образом, становится совершенно очевидным,
кому выгоден данный процесс. Порой Нуянь Видяз невольно отделяет
эрзян от финно-угров, но это всего лишь его словесная увертка: «Это ещё
раз показало, как далеки финно-угорские журналисты от финно-угорских
проблем, особенно языковых, что служат они не идее сохранения и развития
языков, не идее спасения, как у эрзи, а своим управленцам, власти».
Но уже следующая мысль из рассматриваемой нами статьи Н.Видяза
превращает эрзян вновь в финно-угров. «Не забыл сказать и об условиях
подписки на эту по существу единственную независимую газету в
финно-угорском сообществе», - сообщает Н.Видяз, переключая внимание на
газету «Эрзянь Мастор». Вот так, под «гнетом» Мордовии, управляющей финно-уграми России, газета «Эрзянь Мастор» сохраняет свою «независимость».
Заканчивает свою статью в газете «ЭМ» Нуянь Видяз патетическим
вопросом: «Что же делать, чтобы дышалось легче, чтобы завтрашний день
говорящих на финском и угорском языках был светел, чтобы мерилом бытия
стала справедливость? Продолжать фестивалить?» Комментарии как
говорится, здесь излишни. О каком финском языке в России ведет речь
редактор эрзянской газеты? Какое отношение имеют угорские языки к
эрзянскому народу? Задумайся читатель над риторическим вопросом: кому выгоден вымышленный финно-угорский мир, за который так крепко держится Мордовский республиканский общественный Фонд спасения эрзянского языка и газета "ЭМ"? Предложения для 5-го Конгресса финно-угорских народов от эрзянских общественных организаций (июнь 2008 г.). Председателю Оргкомитета Дмитрию Козак, делегатам V Конгресса финно-угорских народов
|