Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!
Вторник, 23.10.2018, 03:45
EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось
Главная | Регистрация | Вход
NEVKST LOPASO
VESE KULIATNE
Кулянь невкст
[03.09.2009]
ERZINFORM (1)
[03.09.2009]
ИСПОЛКОМ МОРДОВ... (4)
[03.09.2009]
Агенты мордвы- ... (1)
[03.09.2009]
В МОРДОВИИ НЕ З... (3)
[03.09.2009]
Антиэрзянский в... (4)
[04.09.2009]
Эрзяне есть нар... (0)
[04.09.2009]
ЭРЗЯНЬ МАСТОР П... (0)
[04.09.2009]
Указ Инязора Эр... (0)
[04.09.2009]
Нос по ветру! Д... (2)
[06.09.2009]
В МОСКВЕ ВСПЫШК... (3)
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » 2009 » Ноябрь » 21 » МОРДВА-МОКША, -ТЮРКИ.
19:45
МОРДВА-МОКША, -ТЮРКИ.
«Верховным мордовским божеством и создателем мира был Шкай или Шкабаваз (от мокшанского ши - день, солнце; шка - время; баваз - бог) - бог солнца, времени, верховный бог мокши…»

                                                                                       из трудов Н.Ф.Мокшина

 

 

 

 Религия  отражает историю народа, его традиции, образ жизни и  культурное состояние.  В этой связи стоит обратить особо пристальное внимание на дохристианские религиозные верования мордвы и задуматься  над объективностью сделанных выводов,  правдивостью их описания, тем более для этого есть очень веские причины. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

 Основой источник сведений о мордовской религии  - это труды известного ученого Н.Ф. Мокшина, о чьих исторических   «подвигах» уже рассказывалось не единожды.  Этот «замечательный» ученый почти всю сознательную часть своей жизни боролся и борется против веры и культуры  эрзянского народа. Многие его считают крупнейшим специалистом по мордовской религии и этнографии. Между тем, именно он в годы коммунистического строя  возглавлял  борьбу против народных верований и вел атеистическую пропаганду.

Доказательством тому может служить автореферат диссертации              Н.Ф. Мокшина за 1964 г., в котором содержится очень интересное, на мой взгляд, замечание о трудностях  атеистической борьбы с мордовской религией. По мнению «специалиста по мордовской религии» эта борьба затруднена в связи с тем, что она проявляется во всем годовом цикле народных праздников. Н.Ф.Мокшин говорит, что для начала надо сломать это кольцо хотя бы в одном месте, т.е. сделать хотя бы один календарный народный праздник устойчиво советским и безрелигиозным, тогда будет легко поломать всю систему национальной веры.

С крушением социалистического строя и уходом  атеистической пропаганды, Н.Ф.Мокшин диаметрально изменил направление своей деятельности и  издал «содержательную» книгу "Религиозные верования мордвы".

 Однако можно ли доверять мнению яростного борца против веры своего народа, особенно после приведенных выше строк о тактике выжигания национальных обычаев?!

Есть еще одна  важная заслуга гражданина Мокшина, он объявил два изначально разных народа близкородственными, обозвал «мордвой» и смешал две религии, а точнее, остатки мокшанской религии и эрзянскую национальную веру. Данное действие исказило суть эрзянского культурного наследства, а главное,  извратило восприятие исторических традиций и культурных ценностей эрзянского народа. Все это способствовало искоренению памяти о героическом прошлом предков эрзян.

 Мордовский псевдоученный   Мокшин добился своей цели по уничтожению эрзянских национальных обрядов и самой веры.

 И теперь мало уже кому известно, что религия мордвы-мокши исторически не имела ничего общего с эрзянским национальным верованием. Как известно, национальная вера рождает традиции в хозяйственной и культурной жизни, она формирует менталитет и самосознание народа, что обеспечивает развитие нации. Все эти явления, как правило, отражаются в космогоническом эпосе народа и передаются из поколения в поколение.

 В рамках единого мордовского народа при фактическом отсутствии единого мордовского языка нам  предлагают общие названия божеств и обрядов, которые являются исключительно книжной фальсификацией, так как рождались они под пером ученного, воюющего с эрзянской верой, культурой, языком, самосознанием, лишающего тем самым эрзянский народ права на будущее. Его антинаучные  теории  низводят эрзянский народ до уровня субэтноса, а язык – до диалекта несуществующего мордовского языка.

 Вот так  автор труда Н.Мокшин знакомит читателя с мордовской верой: «верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Названия их обычно состоят из двух слов, т. е. двухосновные: божество леса (вирь) — Вирь-ава (ава — женщина, мать), воды (ведь) — Ведь-ава, земли (мода) — Мода-ава, Мастор-ава, ветра (варма) — Варма-ава, огня (тол) — Тол-ава, дома (кудо) — Кудо-ава и т. п. Наряду с божествами-женщинами встречаются и божества в мужском образе: Вирь-атя (атя — старик, мужчина), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя, Кудо-атя и др., считавшиеся мужьями женских божеств».

   Обратите внимание на данный текст, в котором на первый взгляд все доходчиво и просто, но есть скрытые фальсификации. Во-первых, все перечисленные женские божества принадлежат исключительно к эрзянскому пантеону, и не имеют к мордве-мокше никакого отношения. Во-вторых, эрзянский язык значительно отличается от мокша-мордовского и языковой анализ названий божеств может доказать первое утверждение. В качестве наглядности приведем пример: Вирь-ава в эрзянском языке «АВА» имеет значение — женщина, мать, а в мокша-мордовском только,- женщина. Слово «мать»  в мокша-мордовском «ТАДЯ», а ведь в этом эрзянском пантеоне божеств как раз основное значение имеет  понятие «мать».  

В другом случае Мода-атя, «атя» в эрзянском— старик,  а  в мокша-мордовском имеет значение  «дед», что собственно не тождественно. Но самое главное - в эрзянской вере нет божеств в образе «атя» (старик).   

«Масторава»,- имеет более глубокое понимание, чем просто «Мать-земля», т.к. «Мастор» для эрзян это сама земля, поверхность земли со всем ландшафтом  и государство Эрзянь Мастор. В мокша-мордовском языке не было слова и понятия «Мастор», следовательно «Мать земля» в мокша-мордовском языке должно звучать Мода-ТАДЯ – тадя (мать).  Читатель должен уже уловить логику  для чего вводилось не существующее божество Вирь-атя, Мода-атя и т.д.

Вот еще одно интересное мокша-мордовское божество дома -  Юрт-ава (женщина), это божество нам раскрывает тюркский компонент мордвы-мокши,  ведь именно в тюркских языках (yurt, yurta) — переносное жилище кочевников, йорт- дом, на татарском. Читатель, наверное, удивлен, ведь история рассказывает нам об общем прародителе (городецкая культура) эрзян и мокшан, а тут вдруг тюрки и юрты.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Просмотров: 4738 | Добавил: Sergu | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Veschneme
Kovkerks
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Мини-чат
LOPANT OJNZO
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2018