Бабань каша, эрз., (бабья каша) - праздник с ритуально-магическими обрядами у нижегородских эрзян проводился на троицкой неделе вдовами (без участия других лиц), у пензенской эрзи - в первое воскресенье после Петрова дня или в Петров день; участвовали в нем и женщины, и мужчины. В ритуально-магических действах этого озкса отражены верования в мифические божества, запечатлены яркие следы тотемизма. Для совершения обрядового праздника - озкса, по деревне собирали пищу, деньги для покупки овцы. В день праздника все припасы (овцу, девять кур, пятнадцать горшков каши) вместе с березкой, обвешанной белыми платками, полотенцами, несли на место совершения действа. Около рощи разводили костер, варили салмат (кушанье из жидкого теста с маслом), делали яичницу. Расставляли припасы на земле и произносили три раза молян (просили у Бога хлеба, у божества воды - здоровья). После завтрака ложились спать, в полдень совершали жертвоприношение (резали овцу, девять кур; кровь выпускали в вырытую яму, заваливали землей). Приготовив ритуальное мясо, зажигали перед иконой штатол, трижды произносили другую молитву, обращенную к божествам и предкам, прося уберечь деревню от болезней, голода и т. д. После обрядовой трапезы одна часть оставшейся каши зарывалась в западном углу овечьего загона, другая - под камнем «кардо сярко». Березку ставили в овечьем загоне, ее ветки развешивали по насестам. Литература: Евсевьев М.Е. Избран.тр. Т.5 Мордовская свадьба. Саранск, 1966.
|