Главная » 2010»Сентябрь»19 » Чьим же праздником является «Раськень Озкс» - эрзянским или мордовским?
14:26
Чьим же праздником является «Раськень Озкс» - эрзянским или мордовским?
«"Дела"
мордвы на эрзянском Раськень Озкс» - именно с таким названием на форуме
«Мелькужо» появилась заметка администратора ресурса Эрзяь нилькс. И всё
бы ничего - ведь критика двигатель прогресса, если бы не следующее
предложение текста: «Мордовские власти, объявив Раськень Озкс
региональным праздником, делают следующее…». Лично у меня сразу родился вопрос, чьим же праздником является «Раськень Озкс» - эрзянским или мордовским? Я сразу решил проверить, нет ли какого-либо указа по Республике Мордовия по данному поводу. Искать пришлось не долго, и вот перед нами «УКАЗ Главы РМ от 17.06.2004 № 80-УГ "О ПРОВЕДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ"», где в первом пункте записано: «Правительству Республики Мордовия:
- ежегодно проводить республиканские национально-фольклорные праздники
"Акша келу", "Раськень озкс", "Велень озкс", "Сабантуй", "День
славянской письменности и культуры"; - создать соответствующие оргкомитеты и разработать положения о проведении праздников». Вы заметили указание на создание оргкомитетов и разработку положения о проведении праздников? Тогда двигаемся далее.
Так как мы не нашли данных на 2010 год, решим задачу по аналогии,
используя данные отчета начальника отдела, советника юстиции H.A.
Емелькина за 2007 год. «Распоряжением Правительства Республики
Мордовия от 28.06.2007 № 623-р для его проведения из республиканского
бюджета выделено 703633 рублей. Согласно государственному контракту от
09.07.2007 министерством культуры республики муниципальному учреждению
«Управление культуры Администрации Большеигнатовского района»
перечислены средства на сумму 500 тыс. рублей. Распоряжением главы
Администрации Большеигнатовского района от 03.07.2007 № 143 создан
организационный комитет для проведения праздника, утвержден перечень и
виды работ для его подготовки и проведения. 14.07.2007 начальником
муниципального учреждения утверждена смета расходов для подготовки и
проведения праздника». Из вышеизложенного следует один единственно верный вывод: праздник «Раськень Озкс» не является эрзянским, потому как эрзяне не являются его организаторами. Или мы, простые эрзяне, не знаем всех деталей? Далее Эрзянь нилькс пишет: 1. «Несмотря на протест Совета Старейшин организовывают торговлю спиртным». Э.нилькс,
это их праздник, что хотят то и творят, более того фольклорно-сказочный
атянь эзем собрался лишь после открытия торговли на поляне проведения
праздника. 2. «Включают "музыкальное оформление":
русскую попсу, вклинивают в сценарий свои мероприятия для выхолащивания
ритуала Озкса» - - Нилькс, но ведь это их праздник. 3. «Организовывают агитацию "Мы - мордва"» - а Вы думали, что гражданин Г. Мусалев, распространяющий компакт диски «Мы – мордва» и книги «Мордвась», является монополистом? 4. «Устраивают прыжки парашютистов» - - оргкомитет посчитал это нужным, поэтому и прыгали. 5. «Угрожают распространителям эрзянских национальных флажков» - лично раздавал эрзянские флажки, угроз в свой адрес не слышал.
Далее следует еще несколько пунктов замечаний, после которых Эрянь нилькс делает заключение: "Несмотря на это, Раськень Озкс проводился в 1999, 2004, 2007 и в этом году. Следующий Раськень Озкс по решению Эрзянь Атянь Эзем (Совета Старейшин Эрзян) пройдёт в 2013 году".
Давайте
задумаемся, мог ли нелигитимно собранный совет старейшин ставить себя
выше УКАЗА Главы РМ "О ПРОВЕДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ В
РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ"? Мимоходом отметим, что во время "заседания" так
называемого совета старейшин вопрос о сроке проведения следующего
"Раськень Озкса" не обсуждался. А что говорится в Указе о периодичности проведения фольклорных праздников? - "- ежегодно проводить республиканские национально-фольклорные праздники".
Все это, мягко говоря, вызывает недоумение, равно как и заставляет
задуматься о правильности выбора вектора движения эрзянских
"возрожденцев": в связке с мордовскими чиновниками проводить эрзянский
Раськень Озкс.
Пора задуматься о необходимости
возврата своего эрзянского Раськень Озкса, отстранив полностью от его
проведения мордовскую власть с ее адской машиной уничтожения эрзянского
этноса, не останавливающуюся даже во время проводения обрядов, об
этом уже писалось, и при желании читатель может ознакомиться с этими
публикациями на страницах портала «Эрзянь ки». Без воссоздания
эрзянского Раськень Озкса, любые "телодвижения", направленные на
возрождение эрзянского этноса, являются не чем иным, как фикцией.