Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!
Суббота, 20.04.2024, 18:01
EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось
Главная | | Регистрация | Вход
NEVKST LOPASO
VESE KULIATNE
Кулянь невкст
[03.09.2009]
ERZINFORM (1)
[03.09.2009]
ИСПОЛКОМ МОРДОВ... (4)
[03.09.2009]
Агенты мордвы- ... (1)
[03.09.2009]
В МОРДОВИИ НЕ З... (3)
[03.09.2009]
Антиэрзянский в... (4)
[04.09.2009]
Эрзяне есть нар... (0)
[04.09.2009]
ЭРЗЯНЬ МАСТОР П... (0)
[04.09.2009]
Указ Инязора Эр... (0)
[04.09.2009]
Нос по ветру! Д... (2)
[06.09.2009]
В МОСКВЕ ВСПЫШК... (3)
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » 2010 » Сентябрь » 7 » ДЕМОКРАТИЯ. ИГРА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ. Терюшань Сергу.
01:24
ДЕМОКРАТИЯ. ИГРА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ. Терюшань Сергу.
ДЕМОКРАТИЯ. ИГРА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Демократия - власть народа. Это «идеал», зенит устремлений общества, это то, что хотели бы многие построить, включая в ряды желающих и эрзянский народ.
Раськень Озкс является моделью идеальной демократии, собственно говоря, именно так раньше это и было. Да, уважаемые друзья, эрзянский Озкс – это вам далеко не какое-то суеверие или театрализованное представление. В идеале для эрзян Раськень Озкс должно быть более важным мероприятием, чем, скажем, заседание Госсобрания или Государственной думы. Говоря современным языком, Раськень Озкс по праву можно считать формой создания демократии и самой эрзянской государственности. Таким образом, воссоздание обычая Всеэрзянского Озкса являлось осознанным движением эрзянского народа к построению демократического государства.
Зададимся вопросом: кто же стоял у истоков возрождения Раськень Озкса как института демократии? Впрочем, зачинателей было не так и много - музыкант и фольклорист В.Ромашкин и эрзянская поэтесса, знаток эрзянского фольклора Маризь Кемаль. Надеюсь, для читателя не новость, что М. Кемаль стояла также и у истоков возрождения эрзянского народа, являясь одним из первых и основных эрзянских лидеров.
После устранения от движения национального возрождения эрзянской интеллигенции, в числе которой была и М. Кемаль, развитие эрзянского этноса резко затормозилось и быстро свелось на нет. Оставшаяся горстка эрзянских «движителей» постаралась забыть или даже вычеркнуть имя поэтессы из истории эрзянского движения. Забытыми стали имена и некоторых других эрзянских лидеров первой десятки. Так, мало кто знает автора-инициатора «Декларации об официальном названии эрзянского народа» или, например, как появилось название газеты «Эрзянь Мастор». Мало кому известно о том, что Маризь Кемаль была редактором эрзянского вестника.
Возвращаясь к теме развала эрзянского движения, основной причиной ухода М. Кемаль можно считать «сдачу в аренду на неопределенное время» эрзянского Раськень Озкса мордовским властям. Поэтесса решительным образом высказала свое несогласие с таким исходом дела.
Сегодня я снова и снова задаюсь одним и тем же вопросом: почему передача Раськень Озкса в руки мордовским чиновникам посчитали допустимым? Ошиблись? Видимо, да, бог им судья.
Мы же, уважаемый читатель, вернемся к вопросу демократии, то есть той самой народной власти, которой нам так не хватает. Видимо, именно поэтому нам так хочется в нее играть, и мы играем.
Так, члены оргкомитета разыграли во время проведения Раськень Озкса выборы «совета старейшин» и «демократичные» выборы «советом старейшин» эрзянского Инязора /Великого князя - главы эрзянского народа.
Этот акт явно противоречит Конгрессу эрзянского народа, так как именно Конгресс является высшим общественным институтом. Именно на него эрзяне России делегировали своих представителей, которые на 3-м Конгрессе эрзянского народа избрали исполком и его председателя.
Накануне проведения Раськень Озкса оргкомитет публикует в Интернете (газета «ЭМ» не публиковала) список фамилий счастливцев и приглашает их для участия в Эрзянь Тёкшатянь Эзем - Совете Старейшин Эрзян. При этом пояснялось, что данный список уточняется, и открыт для дальнейшего его пополнения предложенными кандидатурами эрзянских общин, а также эрзянских общественных организаций, вплоть до прибытия людей непосредственно на Раськень Озкс.
В результате «арендованный» мордовскими чиновниками Озкс оказался весьма удобным местом для «демократичных» выборов, причем кандидатуры выдвигались не имеющими права голоса гражданами, так как эрзянский народ не уполномочивал их на таковые действия.
Кстати, в «совете старейшин» присутствовала и мордва с «круиза» -именно такую характеристику дал в своем комментарии один из членов эрзянского исполкома 22 июня 2009 г. на эрзянском форуме «Мелькужо», сравнивая деяния эрзян и мордвы:
«Эрзяне: Обсуждают проблемы сохранения Эрзя народа и эрзянского языка на своём конгрессе в г.Лукоянов, Нижегородской области 20 июня 2009 года. Мордва: Назвался мордвой - отправляйся в круиз, «VII Международная этнокультурная экспедиция "Волга – река мира". Одна из разудалых идей власти по "укачиванию" национального вопроса в волжском регионе. Среди старательно укачеваемых - эрзяне и мокшане, собранные под крыши разных организаций, названных непременно "мордовскими"».
Думаю, что эрзянам вряд ли бы хотелось, чтобы главу эрзянского народа избирала мордва, а эрзянский народ, выбравший делегатов на 3-ий эрзянский Конгресс, оказался в стороне, по сути обманутым.
Поэтому я, будучи председателем исполкома эрзянского Конгресса, 01.09.2010 г. сделал заявление о роспуске Совета Старейшин Эрзян - Эрзянь Атянь Эзем, и продолжаю настаивать на этом, так как эрзянские общественные институты вступили в фазу глубокого противоречия.
Инекужо - Конгресс эрзянского народа и Совет Старейшин Эрзян - Эрзянь Атянь Эзем, по своим статусам, оказались равными, что в корне не верно. Более того, наспех собранный «совет», куда вошли даже совершенно случайные люди - мордва с «круиза», противоречит здравому смыслу и основам демократии. Образовавшийся под палящими лучами солнца «совет старейшин» изначально не может быть работоспособным, а будет только подрывать авторитет эрзянского Инекужо-Конгресса и исполкома эрзянского Конгресса.
Для нормальной работы эрзянских общественных институтов следует немедленно устранить возникшие противоречия. В связи с этим собравшийся во время проведения Раськень Озкс 2010 г. «совет старейшин» считать не действительным. Полномочия Совета Старейшин Эрзян - Эрзянь Атянь Эзем возложить на исполком эрзянского Конгресса. В ноябре 2010 г. в г. Лукоянове Нижегородской области провести собрание исполкома эрзянского Конгресса, на котором исполком возложит на себя полномочия и обязанности Совета Старейшин и примет на хранение эрзянские национальные символы и святыни: Раськень Коцт, "Масторава" морокерькс.

Терюшань Сергу
Просмотров: 549 | Добавил: Танюш | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Veschneme
Kovkerks
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Мини-чат
LOPANT OJNZO
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024