Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!
Пятница, 29.11.2024, 16:17
EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось
Главная | | Регистрация | Вход
NEVKST LOPASO
VESE KULIATNE
Кулянь невкст
[03.09.2009]
ERZINFORM (1)
[03.09.2009]
ИСПОЛКОМ МОРДОВ... (4)
[03.09.2009]
Агенты мордвы- ... (1)
[03.09.2009]
В МОРДОВИИ НЕ З... (3)
[03.09.2009]
Антиэрзянский в... (4)
[04.09.2009]
Эрзяне есть нар... (0)
[04.09.2009]
ЭРЗЯНЬ МАСТОР П... (0)
[04.09.2009]
Указ Инязора Эр... (0)
[04.09.2009]
Нос по ветру! Д... (2)
[06.09.2009]
В МОСКВЕ ВСПЫШК... (3)
Форма входа
Главная » 2010 » Июль » 27 » ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ И НИКАКОЙ ЧУДИФИКАЦИИ
16:18
ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ И НИКАКОЙ ЧУДИФИКАЦИИ

ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ И НИКАКОЙ ЧУДИФИКАЦИИ

Не здравый смысл, а похоть и тщета
Ведут по жизни, правят нашим миром,
И поклоняясь чуждым нам кумирам,
От истины уходим в никуда.
Пророк. Вирява



Пробуждающийся эрзянский этнос требует кардинального пересмотра давно устаревших взглядов, бытующих в среде эрзянского общественного движения Мордовии. Газете «Эрзянь Мастор» и Фонду «спасения эрзянского языка» пора избавиться от использования в национальной кухне мордовских специй и стать подлинно эрзянскими, потому как с каждым днем становится труднее объяснять эрзянской молодежи, как независимая общественно-политическая газета «Эрзянь Мастор» может являться детищем Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка.

В свете этого примечательна позиция газеты по отношению к «этнониму» мордва. Сотрудники газеты считают, что первично «мордвой» называли именно эрзянский народ. Именно по этой причине газета не опубликовала статью «КОНЕЦ МОРДОВСКОГО ИГА ИЛИ КАК ПРОФЕССОР ОБЕСЧЕСТИЛ МОРДВУ» (Терюшань Сергу), в которой убедительно доказывается: «Этноним «мордва» к эрзянскому народу не относится». Видимо, не верит независимая газета "ЭМ" в такой ход вещей и не хочет допускать их у своих читателей.

В номере, выпущенном в преддверие Раськень Озкса, в статье "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ НАРОДА ЭРЗЯ" сообщается: "ПУРГАЗ — выдающийся эрзянский государственный и военный деятель периода средневековья, князь (инязор) «Пургасовой Руси», национальный герой", далее по тексту приводится доказательство - выдержка из летописи, на которое и нужно обратить пристальное внимание: "В январе 1229 года эрзянские отряды под командованием Пургаза нанесли удар объединённому войску русских князей Ярослава Всеволодовича, Василия и Всеволода Константиновичей, пытавшихся присоединить эрзянские земли к Северо-Восточной Руси. «...Молодии Ярославли и Василкови и Всеволожи, утаившеся, назаутрие ехаша в лес глубок, а мордва, давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избиша их; а иных изъимаша; бежаша в тверди, тех тамо избиша, и князем нашим не бысть кого воевати»".

Выходит, газета при всей своей эрзянской направленности, тем не менее, культивирует мордовское прошлое, и пытается оторвать эрзян от созданной ими же Руси. Похоже, не восприняли сотрудники газеты «Эрзянь Мастор» статью Александра Шаронова «Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина», опубликованную здесь же - на страницах "ЭМ". Вероятно, именно поэтому и распространяли книгу "Любимая Русь и Мордва", в которой Лузгин заявляет: «Этноним «мокша» и «эрзя» вторичны по отношению к этнониму «мордвин»…Для нас это гордые и звучные слова: «мордвин», «мордва», «мордовский народ» (стр.14). На страницах этой же злополучной книги демонстрируются с глумящимся комментарием "мордва" фотографии приехавших со всей страны эрзян, тех самых, которые с 1995 года во весь голос заявляют: «Минь Эрзят! И мы не желаем быть мордвой!».

Впрочем, и сам А. М. Шаронов, видимо не выдержав натиска мордвы, решил с темы героической эрзянской Руси свернуть на угодную мордовским чиновникам финно-угорскую дорожку: в этом же номере (посвященном предстоящему Раськень Озксу) опубликовал "доработанную" статью, в которой кардинально изменил свои взгляды, и фактически пошел на поводу у Н.Мокшина, чем ввел в заблуждение не подготовленного читателя, который доверившись автору статьи поверил, что речь идет об эрзянах, хотя в источниках говорится о мокше и мордве, и нет ни одного упоминания об эрзянском народе. "Доминиканец Юлиан свидетельствует из XIII века, описывая эрзян. Он называет их язычниками, которые «… до того жестоки, что у них считается никуда не годным тот, кто не убил много людей. Если кто-нибудь у них идет по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем он лучше сам. Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека» (29). Герберштейн, германский посол в русском государстве в 1517 и 1526 годах в своих «Записках о московитских делах» пишет об эрзянах: «…это очень сильные люди, ибо они часто храбро отражали от себя даже разбои татар, почти все они пехотинцы, замечательны своими длинными луками и отличаются опытностью в стрельбе». Именно эрзяне и другие «робкие» финны, основатели Руси, были и являются самыми надежными и сильными её защитниками, той опорой, на которой она возвышалась и завоёвывала славу великого государства". Неужели А.Шаронов не смог разобраться в текстах приводимых цитат, или он целенаправленно смешивает характеристику мокшо-мордвы с описанием эрзян? - ведь не нужно иметь исторического образования, нужно просто уметь читать, чтобы понять, что здесь речь идет о мордве - мокше, а все комментарии в кавычках сделаны такими бездарностями, как Н.Мокшин.
«Н.Ф. Мокшин не написал ни одного серьёзного научного исследования в области этнографии, все опубликованные им труды скользят по поверхности обсуждаемых вопросов, повторяют чужие концепции, а когда он вторгается в фольклористику - превращается в танцора, пришедшего на бал без штанов» (А.Шаронов газета «Эрзянь Мастор»).
Работы Н.Мокшина, касающиеся средних веков, являются откровенной ложью, и мы многократно об этом писали, приводя факты, но не одну из подобных статей газета "ЭМ" не опубликовала, так как они идут в разрез не только с официальной версией мордовской исторической наукой, но и с редакционной политикой «ЭМ».


Раськень Озкс, проведенный 10 июля текущего года, убедительно показал, что эрзяне единодушны в своем стремлении называться своим гордым именем – ЭРЗЯ. Именно в силу этого обстоятельства на раздаваемых мордовскими чиновниками кепках эрзяне жирно перечеркивали отштампованную надпись «мы мордва», заменяя ее на «МИНЬ ЭРЗЯТ». А в это же самое время сотрудники газеты "Эрзянь Мастор" распространяли компакт диски "Мы мордва" – это ли не абсурд!!



Молодое поколение эрзян осознало, что «мордва» – название, навязанное сверху, и, кстати сказать, не в столь отдаленные времена, а потому это лживо-условное «мордва» пришло время сбросить с себя, и, как бы не хотелось некоторым псевдоученым, мы это сделаем. НАРОД СЛЕДУЕТ НАЗЫВАТЬ ТАК, КАК ОН САМ СЕБЯ НАЗЫВАЕТ. Надеемся, с этой истиной никто не будет спорить. Как только народу начинают диктовать чужую волю, так мгновенно на этой почве возникают национальные конфликты – не потому, что народы такие плохие, а потому что любое насилие порождает ответную реакцию – противоборство. Большинство эрзян считает себя эрзянами, еще ни один про себя не сказал: мон мордва (я мордва), у нас говорят: МОН ЭРЗЯ, МИНЬ ЭРЗЯТ (я эрзя, мы эрзяне).

Есть, к сожалению, и такие, кто покупается на мордовские посулы и обещания, и продает своё гордое имя, но, не думаем, что имеют они от того большие выгоды, гораздо больше теряют – в частности, элементарное уважение к себе самим. Ни для кого не секрет, что в современной России каждый выживает, как может, в силу своих моральных понятий и материальных возможностей. Кто-то продает работодателям свой умственный потенциал, кто-то - свои физические навыки, кто-то пытается работать исключительно на себя. В попытке заработать средства для существования одни предпочитают честные способы, другие не брезгуют ничем, в том числе и противоречащими их жизненным установкам видами деятельности. Удивительно, что при этом они не испытывают угрызений совести, или, по крайней мере, стараются их не замечать, закрывают глаза, оправдывая себя жизненной необходимостью.

Однако то, что позволительно обывателю или, например, мордовскому книжному издательству, становится совершенно невозможным для человека публичного, особенно если сфера его коммерческой деятельности находится в диаметральной плоскости по отношению к общественной, идет в разрез с теми социальными функциями, которые возложены на него доверившимися ему избирателями.
И, когда сотрудники газеты «Эрзянь Мастор» продают печатную продукцию и диски явно мордовского толка, вплоть до скандально-известного издания «Мордвась», это не делает им чести, зато вызывает массу удивленного непонимания и возмущения эрзянской молодежи. Акцию беспринципной распродажи мордовской продукции пытались остановить во время проведения Раськень Озкса, объясняли, убеждали, что заниматься такой коммерческой деятельность равносильно губить первые ростки эрзянского самосознания – нет, не помогло, мнение молодого поколения эрзян не было услышано, не вняли словам разума.

И вот вновь, в Лукоянове, на лотках рядом с эрзянской литературой демонстративно-вызывающе выпячиваются, рекламируются мордовские издания в том числе и с позорным именем «Мордвась» на титульном листе.
Если знать скандальную историю этого мордовского издания, то невозможно не возмутиться действиями продавцов – членов редколлегии газеты «Эрзянь Мастор». Ведь именно на страницах этой газеты высмеивалось и осуждалось это мордовское «детище» с «суперсовременным» именем, угодившим извращенным вкусам мордовских чиновников и отвечающим потребе дня. Вот отрывок из статьи Александра Марковича Шаронова, опубликованной в газете «Эрзянь Мастор» № 270 от 30.11.2007 года:
«Уверен, при жизни Г.Я.Меркушкин и В.В.Горбунов за эту самодеятельность избили бы И.И.Келина своими тростями по самым больным местам на его голове, ибо в этом увидели бы надругательство над честью и достоинством своих авторитетных имён. И.И.Келин не спросил также мнение эрзян и мокшан, обозвав их неологизмами-уродами «мордвась» и «Мордовиясь», «именами», не имеющими грамматического допуска на существование в форме именительного падежа.
«Мордвась» и «Мордовиясь» не имеют права на существование уже в силу деперсональности своих названий. Их тиражи следует сложить в огромную кучу перед Мордовским книжным издательством, облить бензином из бака нового «Мерседеса» и сжечь, ибо они оскорбляют честь и достоинство народов эрзя и мокша».

Совершенно непонятно, как после столь резкой публикации, сотрудники всё той же газеты «Эрзянь Мастор» могут заниматься реализацией этой печально-известной книги, тем самым рекламируя ее своим же читателям?!!
В статье «МОРДВА И ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ» (Терюшань Сергу), в которой среди прочих поднимался вопрос и о национальной принадлежности «эрзянского инязора» Алабуги, который по нашим исследованиям возглавлял татаро-мокшанское войско и сражался против эрзян. Обсудив статью с редакцией по телефону, пришли к выводу о необходимости тщательной проверки происхождения Алабуги из которого сотворил «эрзянина» мордовский историк В.Абрамов. Трудами В.Абрамова «эрзянами» стали: БАЮШ РАЗГИЛЬДЯЕВ (РАЗГИЛЬДЕЕВ), БОЛЯЕВ Акай, Мурзакайка, мурза Кайко, ЕЛУШЕВ Бажат (Пошат) — один из соратников Акая Боляева. Насколько мы были удивлены, увидев перечисленные имена в рубрике газеты «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ НАРОДА ЭРЗЯ». Так и хотелось воскликнуть в адрес «ЭМ» на сетования об отсутствии исторической науки: «Ребята ваша история написана, и находится она в толстых томах «Мордва» и «Мордвась», выпущенных мордовским книжным издательством, куратором которого является Н.Меркушкин.»

В обширной исследовательской статье, состоящей из двух частей, опираясь на работы известных авторитетных ученных, было убедительно доказано, что эрзяне - не финно-угры, но, к сожалению, редакция газеты и Фонд спасения эрзянского языка продолжают развивать финно-угорскую тематику, одним из главных идейных руководителей которой является мордовская власть, которую газета так любит критиковать. Спрашивается, а где логика?!!
Не находят логику в заявлении инязора: "мы финно -угры", и молодые эрзяне, приехавшие на эрзянский праздник, организованный Аношем Тумаем в Лукояновском районе 24.07 2010 г. Молодежь отпарировала: «МЫ ЭРЗЯ, а не финно-угры». Такой уверенный ответ молодежи, кстати, имеется логичное объяснение: "Когда информационно-энергетическое поле этноноосферы перестает получать информацию от представителей этноса, то люди переходят в поле тяготения других этносов, чем расстраивают единый ритм своей этноноосферы, и поступление энергии и информации опускается ниже критической отметки, этноосфера распадается и этнос перестает существовать "РАСЬКЕНЬ ОЗКС КАК ГЕНЕРАТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭТНОСА", в которой, на наш взгляд, поставлены очень серьезные вопросы, касающиеся эрзянского этноса.

Не обойдем вниманием и опубликованную в "ЭМ" в рубрике "Мои впечатления…" статью эрзянской поэтессы Вирявы под названием "Валт-мельть 2010 иень Раськень Озксось кувалма". Из статьи Вирявы исчез один, на наш взгляд, важный абзац: "Для проведения Раськень Озкса были направлены бюджетные средства, которые использовались по моим наблюдениям на следующие мероприятия:
1) Установка сцены для праздничного концерта и ее демонтаж по окончанию;
2) Концерт фольклорных ансамблей;
3) Предоставление и доставка до места проведения и обратно радиоаппаратуры;
4) Приобретение жертвенного быка;
5) Устройство палаточного городка;
6) МЧС, скорая помощь, милиция;
7) Питьевая вода;
8) Скамейки для зрителей, которых было явно маловато.
Возможно, что-то выпало из поля моего зрения, не обессудьте, это не сознательно, а всего лишь от недостатка информации. Но мне было бы небезынтересно посмотреть хоть краем глаза на отчет о постатейном расходовании денежных средств на проведение Раськень Озкса. И думаю, что такую информацию мордовские чиновники обязаны опубликовать, так как речь шла о значимой сумме".

«Денежный вопрос» поднят нами не случайно: общеизвестно, за деньги покупают, ...порой покупается и то, что в принципе не должно продаваться, все зависит от предложенной суммы. Именно поэтому нам давно не давал покоя вопрос: ради чего мордовская власть с ее адской машиной уничтожения эрзянского этноса финансирует эрзянский Раськень Озкс?!!

Ответ на поставленный вопрос был найден еще осенью 2009 года, и мы попытались донести до общественности суть проблемы, но не были услышаны. Публикуя данную статью, мы осознаем, что последует гнев одних и шок других эрзянских активистов. Но мы глубоко убеждены, годы исследовательской деятельности не пропадут даром: нас поддержат молодые думающие эрзяне, и в будущем ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ будет развиваться самостоятельно без какой либо чудификации с мордовскими вливаниями.


Т. Ротанова, С-Петербург

Терюшань Сергу, Н.Новгород.



Просмотров: 1242 | Добавил: Танюш | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Veschneme
Kovkerks
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Мини-чат
LOPANT OJNZO
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024