Аналитическая
статья «РАСЬКЕНЬ ОЗКС КАК ГЕНЕРАТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭТНОСА»,
опубликованная на эрзянских ресурсах вскоре после проведения Раськень
Озкса, всколыхнула умы многих эрзян. Портал «Эрзянь ки» на этом не
остановился и впустил в свет еще ряд работ, касающихся наболевших
национальных вопросов: «ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ И НИКАКОЙ ЧУДИФИКАЦИИ», «МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ДОВЕРЯТЬ МОРДОВСКИМ ПИСАНИЯМ.», ИНТЕРВЬЮ С ТЕРЮШАНЬ СЕРГУ.
После данных публикаций ситуация в среде эрзян начала развиваться по
спрогнозированному сценарию: «Эрзяне долгое время находились в фазе
«сна», поэтому более точно будет называть происходящее возрождение,
«пробуждением» этноса и переходом в активную его фазу. В
результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко
увеличилось количество активных участников, которые начинают ломать
устоявшиеся ложные теории. С точки зрения соплеменников, не получивших
по каким-либо причинам энергетического заряда на Раськень Озкс, а
причины были, пассионарии действуют нестандартно, вызывающе, нарушая
действующие в обществе этнические, правовые и традиционные нормы. Все
это порождает стычки внутри пробуждающегося эрзянского этноса, возникает
брожение умов, назревают внутренние конфликты» (« РАСЬКЕНЬ ОЗКС КАК ГЕНЕРАТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭТНОСА»).
И, действительно, конфликты вскоре возникли, так как вскрылись
«больные» места эрзянского движения, подробно они изложены в статье «ДЕМОКРАТИЯ. ИГРА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ».
Поэтому я, будучи председателем исполкома эрзянского Конгресса,
01.09.2010 г. сделал заявление о роспуске Совета Старейшин Эрзян -
Эрзянь Атянь Эзем, и продолжаю настаивать на этом, так как эрзянские
общественные институты вступили в фазу глубокого противоречия. Все
обозначенные противоречия существуют в эрзянском движении уже не
первый год и наносят существенные вред развитию эрзянского народа. В
качестве подтверждения приведу статью «Единым фронтом против своих»
из газеты «Эрзянь Мастор» от 25. 12. 2008 г. «По этому сценарию
(песни+пляски+вето на СМИ) «работают», не зная покоя, все поводковые,
околовластные, по сути антиэрзянские «общественные» организации: НКА
Ульяновской области (Антонина Мигунова), НКА Пензенской области
(Василий Прошкин), НКА Татарстана (Сергей Новиков, на фестивале сидел
чуть ли ни рядом с Путиным), Нижегородский Центр «Ялгат» (Михаил
Безаев), Центр Поволжских финнов (Юрий Мишанин), Самарское общество
«Лисьмапря» (Алексей Кузнецов). «Приголубили» в недавнем прошлом более
или менее самостоятельное московское общество «Эрзянь вайгель». Так что
самарский концерт, состоявшийся 23 ноября, к большому сожалению,
далеко не исключение. Все эти НКА и Центры прямо или косвенно
финансируются из бюджета, и все они, по названному сценарию, умерщвляют
родивший их этнос, язык, который в Мордовии дал образование,
должность, звания, награды, который… Теперь же руками эрзян уничтожают
эрзян». А теперь, читатель, внимание! - вот цитата из этого же номера газеты под заголовком, «Эрзянь Чирязтнэ - Чирязы Эрзянь Мастор»:
«На заседании Атянь эзем (совета старейшин), которое провели в рамках
Раськень Озкс 14 июля 2007 г. в с.Чукалы Б.-Игнатовского района
Мордовии прямым тайным голосованием Инязором Эрзянь Мастор избран
Кшуманцянь Пиргуж (Мусалёв Григорий Дмитриевич). Чирязами (фактически
помощниками) по регионам открытым голосованием избраны: 7. Кузнецов А.М., Чиряз Самара ошонь (Самара ёнкс). 12. Безаев М.И., Чиряз Обран ошонь (Обран ош)». Комментарии, как говорится, излишни: критикуем и тут же назначаем чирязами - продолжайте работать в прежнем духе.
Единственно жалко - исправлять сложившуюся ситуацию эрзянские
активисты не желают и ради удовлетворения своих эгоистических чувств
готовы похоронить зачатки эрзянского национального Конгресса-Инекужо. Терюшань Сергу Н.Новгород
|