«Верховным
мордовским божеством и создателем мира был Шкай или Шкабаваз (от
мокшанского ши - день, солнце; шка - время; баваз - бог) - бог солнца,
времени, верховный бог мокши…» из трудов Н.Ф.Мокшина Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние. В этой связи стоит обратить особо пристальное внимание на дохристианские религиозные верования мордвы и задуматься над объективностью сделанных выводов, правдивостью их описания, тем более для этого есть очень веские причины. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Основой источник сведений о мордовской религии - это труды известного ученого Н.Ф. Мокшина, о чьих исторических «подвигах» уже рассказывалось не единожды. Этот «замечательный» ученый почти всю сознательную часть своей жизни боролся и борется против веры и культуры эрзянского
народа. Многие его считают крупнейшим специалистом по мордовской
религии и этнографии. Между тем, именно он в годы коммунистического
строя возглавлял борьбу против народных верований и вел атеистическую пропаганду. Доказательством тому может служить автореферат диссертации Н.Ф. Мокшина за 1964 г., в котором содержится очень интересное, на мой взгляд, замечание о трудностях атеистической
борьбы с мордовской религией. По мнению «специалиста по мордовской
религии» эта борьба затруднена в связи с тем, что она проявляется во
всем годовом цикле народных праздников. Н.Ф.Мокшин говорит, что для
начала надо сломать это кольцо хотя бы в одном месте, т.е. сделать хотя
бы один календарный народный праздник устойчиво советским и
безрелигиозным, тогда будет легко поломать всю систему национальной
веры. С крушением социалистического строя и уходом атеистической пропаганды, Н.Ф.Мокшин диаметрально изменил направление своей деятельности и издал «содержательную» книгу "Религиозные верования мордвы". Однако
можно ли доверять мнению яростного борца против веры своего народа,
особенно после приведенных выше строк о тактике выжигания национальных
обычаев?! Есть еще одна важная
заслуга гражданина Мокшина, он объявил два изначально разных народа
близкородственными, обозвал «мордвой» и смешал две религии, а точнее,
остатки мокшанской религии и эрзянскую национальную веру. Данное
действие исказило суть эрзянского культурного наследства, а главное, извратило
восприятие исторических традиций и культурных ценностей эрзянского
народа. Все это способствовало искоренению памяти о героическом прошлом
предков эрзян. Мордовский псевдоученный Мокшин добился своей цели по уничтожению эрзянских национальных обрядов и самой веры. И
теперь мало уже кому известно, что религия мордвы-мокши исторически не
имела ничего общего с эрзянским национальным верованием. Как известно,
национальная вера рождает традиции в хозяйственной и культурной жизни,
она формирует менталитет и самосознание народа, что обеспечивает
развитие нации. Все эти явления, как правило, отражаются в
космогоническом эпосе народа и передаются из поколения в поколение. В рамках единого мордовского народа при фактическом отсутствии единого мордовского языка нам предлагают
общие названия божеств и обрядов, которые являются исключительно
книжной фальсификацией, так как рождались они под пером ученного,
воюющего с эрзянской верой, культурой, языком, самосознанием, лишающего
тем самым эрзянский народ права на будущее. Его антинаучные теории низводят эрзянский народ до уровня субэтноса, а язык – до диалекта несуществующего мордовского языка. Вот так автор труда Н.Мокшин знакомит читателя с мордовской верой: «верованиях
мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств.
Названия их обычно состоят из двух слов, т. е. двухосновные: божество
леса (вирь) — Вирь-ава (ава — женщина, мать), воды (ведь) — Ведь-ава,
земли (мода) — Мода-ава, Мастор-ава,
ветра (варма) — Варма-ава, огня (тол) — Тол-ава, дома (кудо) — Кудо-ава
и т. п. Наряду с божествами-женщинами встречаются и божества в мужском
образе: Вирь-атя (атя — старик, мужчина), Ведь-атя, Мода-атя,
Варма-атя, Тол-атя, Кудо-атя и др., считавшиеся мужьями женских
божеств». Обратите
внимание на данный текст, в котором на первый взгляд все доходчиво и
просто, но есть скрытые фальсификации. Во-первых, все перечисленные
женские божества принадлежат исключительно к эрзянскому пантеону, и не
имеют к мордве-мокше никакого отношения. Во-вторых, эрзянский язык
значительно отличается от мокша-мордовского и языковой анализ названий
божеств может доказать первое утверждение. В качестве наглядности
приведем пример: Вирь-ава в эрзянском языке «АВА» имеет значение — женщина, мать, а в мокша-мордовском только,- женщина. Слово «мать» в мокша-мордовском «ТАДЯ», а ведь в этом эрзянском пантеоне божеств как раз основное значение имеет понятие «мать». В другом случае Мода-атя, «атя» в эрзянском— старик, а в мокша-мордовском имеет значение «дед», что собственно не тождественно. Но самое главное - в эрзянской вере нет божеств в образе «атя» (старик). «Масторава»,-
имеет более глубокое понимание, чем просто «Мать-земля», т.к. «Мастор»
для эрзян это сама земля, поверхность земли со всем ландшафтом и
государство Эрзянь Мастор. В мокша-мордовском языке не было слова и
понятия «Мастор», следовательно «Мать земля» в мокша-мордовском языке
должно звучать Мода-ТАДЯ – тадя (мать). Читатель должен уже уловить логику для чего вводилось не существующее божество Вирь-атя, Мода-атя и т.д. Вот еще одно интересное мокша-мордовское божество дома - Юрт-ава (женщина), это божество нам раскрывает тюркский компонент мордвы-мокши, ведь именно в тюркских языках (yurt, yurta) — переносное жилище кочевников, йорт- дом, на татарском.
Читатель, наверное, удивлен, ведь история рассказывает нам об общем
прародителе (городецкая культура) эрзян и мокшан, а тут вдруг тюрки и
юрты. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
|